28-04-2017. Интервью начальника управления Ленинградской области по государственному техническому надзору и контролю газете "Вести": "Гостехнадзор выводит из тени "левые" такси".

Интервью начальника управления Ленинградской области по государственному техническому надзору и контролю газете "Вести": "Гостехнадзор выводит из тени "левые" такси"

Текущий 2017 год Управление Ленобласти по государственному техническому надзору и контролю (Гостехнадзор) неофициально объявило «Годом легализации незаконных перевозчиков на рынке легкового такси». Очень много «левых» таксистов в нарушение закона разъезжает по улицам наших городов и поселков. О том, как привести хитрецов «в чувство», и о других сторонах деятельности Управления «Вестям» рассказал его начальник Виктор ГРАНЕВ. 

— Виктор Александрович, главный инструмент воздействия на нарушителей — по-прежнему, штрафы. Насколько они эффективны, и сколько взыскано с начала года?

— По данным на 24 апреля составлено в общей сложности 352 протокола, из них на физических лиц — 212, на юридических — 130. Начислено штрафов на сумму 1 миллион 626 тысяч 50 рублей. Но надо понимать, что деньги приходят не сразу — процедура с момента подписания постановления о штрафной санкции может длиться до четырех месяцев. Конечно, эта мера эффективна, но не все хотят платить. И в то же время не все знают, что если штраф оплачивается в течение первых двадцати дней, то его размер уменьшается на 50%. 

Чтобы усилить меры воздействия на безответственных лиц, мы планируем более тесно взаимодействовать с судебными приставами и совместно взыскивать с нарушителей штрафы. 24 апреля на эту тему прошла рабочая встреча с руководителем регионального Управления Федеральной службы судебных приставов Натальей Денисенко. 

И еще мы радуем за то, чтобы на местах — в районах — были созданы комиссии по работе с нелегальными перевозчиками. В эти комиссии должны войти представители ГИБДД, Гостехнадзора, полиции, налоговой инспекции, местной администрации. Надо совместно перебороть тенденцию с нелегалами. 

— Почему тема легкового такси вышла на первый план?

— Наше управление осуществляет два основных вида полномочий в сфере регионального государственного надзора и контроля — в отношении технического состояния самоходных машин и других видов техники и в отношении перевозок пассажиров и багажа легковым такси. 

Этими направлениями мы занимались всегда, но ситуация в сфере легкового такси, а точнее, незаконной его части, уже столь накалена, что необходимо принимать срочные меры. Объем нелегальных перевозок в регионе очень большой. 

— И, наверняка, цена услуги у них ниже, чем у легального перевозчика?

— Естественно, в этом и состоит смысл их работы. В Киришах даже появился местный интернет-сервис наподобие «Юбера» или «Яндекс-такси». Любой человек может зарегистрироваться в приложении и заказать машину. К клиенту приезжает нелегал без разрешения на перевозку, без медосмотра, на машине, у которой даже нет визуального обозначения, что это такси. В Киришах этот спрут стал развиваться. А легальные перевозчики, соответственно, недовольны.

— Нарушение условий конкуренции...

— Конечно! Добросовестные таксисты требуют от нас: примите меры. Они ведь, как положено, открыли юрлицо, платят налог, проходят медицинский и технический осмотры, сформировали автопарк, несут определенные издержки, а работающие параллельно хитрецы ничего этого не делают. Никаких затрат не несут. Еще и демпингуют. 

Вот мы и занялись этой проблемой серьезно в наступившем году. Будем и дальше проводить рейды, а потом анализировать, насколько эта работа окажется действенной. Нарушители все-таки не хотят, чтобы к ним были применены такие жесткие меры, как эвакуация транспортного средства и постановка на штрафстоянку до решения суда, им выгоднее легализоваться.

Плюс в том, что мы проводим такие выезды совместно с полицией и ГИБДД, они тоже взяли эту проблему на контроль. Сейчас организуем проверки в Киришском, Всеволожском, Выборгском, Бокситогорском районах, так пройдем по всем районам Ленобласти.

— Цель этих рейдов, надо полагать, — не прекратить деятельность компаний-нарушителей, а заставить их перейти в правовое поле?

— Да. Чтобы нелегальные перевозчики получили в установленном порядке разрешения, приняли организационные меры к соблюдению всех требований и вышли на рынок на условиях легальной конкуренции. Нас часто обвиняют в том, что мы выдаем повторные разрешения на перевозку даже тем фирмам, про которых известно, что они нарушают требования добросовестной конкуренции. Но ведь следить за конкурентными отношениями — прерогатива Федеральной антимонопольной службы. У нас другие задачи. Принимая заявления, мы смотрим, существует ли такой индивидуальный предприниматель на самом деле, открыл ли он соответствующий вид деятельности, запрашиваем сведения в налоговой службе, сверяем паспортные данные, проверяем свидетельство о регистрации транспортного средства, наличие прав категории «В» на вождение легкового такси. Уточняем, нет ли разрешения в иных субъектах Федерации, стоит ли транспортное средство реально на учете, не списано ли оно или не утилизировано. 

— А в каких случаях Гостехнадзор вправе отказать соискателям в выдаче разрешения? 

— Это можно сделать лишь на одном основании — когда нам предоставляют заведомо недостоверные сведения. К примеру, если человек выдал себя за индивидуального предпринимателя, таковым не являясь, указал ложные паспортные данные, подделал документы. Иных оснований нет. Законодатель установил такие требования для того, чтобы получить разрешение было максимально просто, чтобы развивался малый и средний бизнес. Конечно, можно загнать предпринимателей в очень жесткие рамки, но тогда все они уйдут в нелегалы.

На практике мы очень редко отказываем в выдаче разрешений. И недостатка в такси на территории 47-го региона сегодня нет — получить разрешение и реализовать этот вид деятельности довольно просто. Требования несложные. 

Как бы ни жаловались предприниматели на кризис, тяжелое положение, но, когда с ними побеседуешь, им все становится понятно. Смотрите, ведь «шашечки» купить недорого, особых требований к цветографической схеме нет — устанавливай хоть маленькую, хоть большую. Цветовая гамма кузова — любая. Необходимую информацию можно распечатать на компьютере, на листе А4, прикрепить в салоне. Неужели это связано с большими затратами? Технический и медицинский осмотры — это уж, извините, святое. Водитель должен перед выездом на линию побывать у врача, механик должен осмотреть технику. Все! Вот комплект основных требований. Неужели это сложно выполнить? Получил разрешение — и работай легально. Кстати, если водитель не проходит медосмотр два раза, нарушая административный кодекс, то на третий раз его можно привлечь по уголовной статье. 

— Каков срок проверки перед выдачей разрешения?

— Тридцать дней. Но однажды один депутат предложил сократить этот срок до двух дней. На наш взгляд, это неправильно. Зачем тогда нужна проверка? Чтобы просто напечатать формальный документ? Месячный срок для такой проверки — самый оптимальный.

— Проводит ли Гостехнадзор плановые проверки компаний-перевозчиков?

— Нет. Дело в том, что с прошлого года в России объявлена амнистия в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Законодатель запретил проверять их в плановом порядке. Эту амнистию мы строго соблюдаем. Одна из важнейших задач государства — поддержка малого и среднего бизнеса. Замечу, в Ленобласти около 10 крупных предприятия такси.

К тому же, с нашей точки зрения, в отношении индивидуального предпринимателя плановые проверки неэффективны, так как он может, по закону, предоставить только адрес своего места жительства. Мы не знаем, где у него расположен автопарк, не имеем права получить другую информацию. А приехать на квартиру к предпринимателю и там его проверять... Мало толка.  

— А когда вы вправе провести внеплановую проверку?

— Только в случае, если к нам поступила информация о том, что действия перевозчика создают угрозу безопасности и жизни людей. Но основную массу нарушений мы выявляем в ходе рейдов — либо самостоятельных, либо в составе межведомственной транспортной комиссии. В нее входят сотрудники МВД, ГИБДД, Федеральной миграционной службы, других ведомств и служб. К слову, количество таких рейдов в прошлом году мы увеличили вдвое.

Важно, что рейдовые мероприятия проходят не в отношении конкретного перевозчика, что является прерогативой плановых и внеплановых проверок. В рейд выезжают представители контролирующих органов и на маршруте в определенном месте останавливают всех подряд. 

Гостехнадзор, как и другие службы, проверяет только машины своего поля ответственности. 

— Каких нарушений больше всего?  

— В каждом районе своя проблематика. Кстати, в Ленобласти, в прилегающих к Петербургу районах, таких как Всеволожский, более 50% — это питерские перевозчики. Большая часть нарушений со стороны легкового такси — отсутствие «шашечек», цветографической схемы легкового такси. Такие изъяны не влекут угрозы безопасности, но бывают и грубые нарушения.  

— Маршрутные такси, так называемые маршрутки — тоже в зоне вашей ответственности?

— Нет. Маршрутными такси мы не занимаемся. Хотя много жалоб и со стороны их водителей. К примеру, легковое такси хочет работать на линии, которую обслуживает маршрутка, но у него нет такого права. Закон не предусматривает работу на регулярном маршруте автотранспорта вместимостью до восьми пассажирских мест. Чтобы прийти на этот рынок официально, фирмы вынуждены покупать большие автобусы. Но ведь проще обойтись без этого. Недавно в областной комитет по транспорту и в УФАС поступила жалоба на одну из таких компаний. Водитель маршрутного такси был недоволен тем, что на его маршруте из города Тосно до станции метро "Звездная" работает легковое такси, нарушая нормы конкуренции. И это справедливый гнев. Представьте — вот стоят рядом легковое такси и маршрутка. Подходит пассажир. Водитель легковушки предлагает меньшую цену. И везет клиента по тому же маршруту, что и микроавтобус.

— Но, с другой стороны, если нет другой дороги, негде больше проехать к нужному адресу, что делать? Если оба перевозчика работают легально...    

— Вполне справедливое замечание. Нюанс в том, что нельзя легковому такси осуществлять именно регулярные, постоянные перевозки по установленному не для него маршруту, выдерживая определенное расписание, без связи с диспетчером. Даже если это такси работает с разрешением, оно нарушает требования конкуренции. Разовые — пожалуйста. И жалоба в антимонопольную службу здесь вполне обоснована. А ежели такой перевозчик еще и нелегал, так речь идет и вовсе о целом букете нарушений.

— Виктор Александрович, ждут ли ваше ведомство какие-либо законодательные изменения в 2017-м году? 

— С января Федеральный закон о защите прав юридических лиц внес в контрольно-надзорную деятельность серьезные изменения. Основной критерий теперь — не количественные показатели (штрафы, меры реагирования), а отсутствие нарушений. Иными словами, мерами надзора необходимо достичь того, чтобы юридические лица соблюдали требования закона, а сегмент рынка был легализован. И, как следствие, чтобы не было печальных случаев, о которых мы сегодня говорили. Конечно, такой работе надо учиться. Эффект этого принципа хорошо виден, в том числе и по Лужскому району, где мы тоже проводили рейды в отношении легкового такси. Ровно половина остановленных нами машин оказалась с нарушениями — кто без техосмотра, кто без «шашечек». После разъяснительных бесед и огласки в СМИ при повторной проверке в этом районе мы выявили только одно незначительное нарушение. Такая же динамика наблюдается и в отношении другой проверяемой нами техники.

Наша цель — подвигнуть юридическое лицо, предоставляющее услуги, работать в легальном поле, навести порядок в сфере безопасной эксплуатации, а вовсе не закрыть предприятие.

Хочу сказать еще об одном законодательном новшестве, которое действует с середины прошлого года — замена первого штрафа на предупреждение. В этой норме для нас, как контролирующего органа, содержится четкий посыл — те субъекты малого и среднего бизнеса, у которых мы выявили нарушение впервые, не штрафовать, а предупреждать. Конечно, если отсутствует угроза безопасности жизни граждан.  

— А что грозит тем, кто не выполняет ваши требования? 

— Как правило, после первого предупреждения нарушители исправляют выявленные недостатки. Они же все понимают. Но если автомобиль попадается повторно, возникает законное основание для более жестких мер воздействия, вплоть до отзыва разрешения у фирмы, которая его эксплуатирует. Тогда и наступает административная ответственность, если надо, подключаются судебные приставы. Мы считаем такой подход правильным.

— Имеет ли право Гостехнадзор сам возбуждать административные дела на нелегальных перевозчиков?

— По закону мы этим не должны заниматься. Раньше Кодекс об административных правонарушениях определял, что возбуждать административное дело вправе только сотрудники полиции, ГИБДД, налоговая инспекция. Но в прошлом году законодатель разрешил возбуждать такие дела должностным лицам лицензирующих органов, осуществляющих контроль соблюдения требований законодательства. Гостехнадзор — не лицензирующий орган, но контроль мы осуществляем и выдаем разрешения, поэтому логично было бы нам тоже иметь полномочия, чтобы привлекать к административной ответственности лиц, незаконно работающих без наших разрешений. Тогда и полиции, и ГИБДД, и налоговой инспекции будет проще. 

Конечно, мы не намерены ослаблять контроль и в отношении легальных перевозчиков, чтобы не нарушить паритет. 

 Беседовал Михаил КОЗЛОВ

Сетевое издание Газета ВЕСТИ он-лайн.

Обновлено 02.10.2018